На макроуровне на инфляцию влияние оказывает чистый бюджетный импульс, выражаемый через дефицит бюджета. Если государство все распределенные деньги по госрасходам изымает через налоги и сборы (бюджетный баланс или околонулевой дефицит), инфляционный эффект ограниченный, но структура госрасходов бюджета имеет значение, если государственные расходы перераспределяют средства в сектора с более высокой склонностью к потреблению.
• Инвестиции в инфраструктуру, образование, исследования и разработки могут повысить производственные мощности и эффективность экономики в долгосрочной перспективе. Хотя они могут увеличить спрос в краткосрочном периоде, в долгосрочной перспективе они способствуют увеличению предложения, что может сдерживать инфляцию.
• Инвестиции в человеческий капитал снижают долгосрочный инфляционный фон. Повышение квалификации рабочей силы и улучшение здоровья населения увеличивают производительность, что способствует устойчивому экономическому росту без значительного инфляционного давления.
• Инвестиции в дороги, мосты и коммуникации могут повысить эффективность экономики, качество инфраструктуры, пропускную способность, снизить издержки для бизнеса и сдержать инфляцию в долгосрочной перспективе, несмотря на возможное краткосрочное увеличение спроса.
• Государственные закупки товаров и услуг для непосредственного использования (например, закупка оборудования, оплата услуг) увеличивают текущий спрос, что может привести к росту цен, особенно если предложение не успевает за спросом.
• Если государственные расходы направлены к группам населения или секторам с высокой склонностью к потреблению, это может привести к увеличению совокупного спроса и инфляции при условии, если рост доходов опережает рост производительности труда. Например, социальные выплаты малоимущим слоям населения часто быстро расходуются на потребительские товары и услуги, что может усилить инфляционное давление.
• Если средства расходуются неэффективно или на проекты с низкой отдачей, это может увеличить совокупный спрос без соответствующего увеличения предложения, усиливая инфляционное давление.
• Структура государственных расходов может влиять на ожидания бизнеса и потребителей относительно будущей инфляции. Если ожидается, что государство будет продолжать увеличивать расходы без соответствующего роста производительности, это может привести к повышению инфляционных ожиданий и ускорению реальной инфляции.
• Инвестиции в военно-промышленный комплекс могут оказывать значительное влияние на инфляцию через различные механизмы.
Переток рабочей силы: Увеличение занятости в ВПК может привести к оттоку работников из других секторов, создавая дефицит трудовых ресурсов.
Рост издержек для бизнеса: Другие отрасли могут быть вынуждены повышать заработные платы, чтобы привлечь и удержать работников, что увеличивает издержки производства и может привести к повышению цен на их продукцию.
Спираль "зарплаты-цены": Рост заработных плат повышает располагаемый доход работников, стимулируя потребительский спрос. Это может привести к общему повышению цен на товары и услуги, усиливая инфляционное давление.
Практически весь бюджетный импульс консолидированного бюджета концентрируется в ВПК, что выражается в инфляционном давление через рост зарплат в ВПК и смежных секторах, и выплат участникам СВО.
Концентрация ресурсов в ВПК (труда, капитала, материалов) может привести к их оттоку из других секторов экономики, потенциально снижая производство потребительских товаров и услуг, приводя к дисбалансу спроса и предложения.
Рекрутирование на нужды СВО сотен тысяч человек и концентрация рабочей силы в ВПК изымает трудовые ресурсы из экономики, оказывая дестабилизующее влияние на рынок труда, разгоняя зарплаты – цены и так по цепочке.
Сочетание высокого спроса (за счет увеличения доходов работников ВПК и участников СВО) и сокращения предложения потребительских товаров усиливает инфляционное давление.
Это одна из причин инфляции (есть и другие) в контексте непосредственного бюджетного импульса.
7