Кто выиграет от смены приоритетов ж/д перевозок?

Перестройка логистических цепочек внутри страны, начавшаяся в 2022 году, продолжает оставаться актуальной и на сегодняшний день. Восточный полигон РЖД перегружен грузами, а пропускная способность БАМа и Транссиба в этом году увеличится всего на 4% до 180 млн тонн. Какие отрасли и компании могут получить приоритет в перевозках? Давайте разбираться.

#Роснефть недавно инициировала совещание в Минэнерго, на котором обсуждался вопрос очередности перевозок на сети РЖД. Компания предложила изменить принцип доступа к перевозкам, чтобы лишить привилегий угольщиков, чья продукция имеет низкую маржинальность. Стоит отметить, что по итогам января-февраля погрузка угля на сети РЖД сократилась на 4,3% г/г, в то время как погрузка нефти и нефтепродуктов снизилась на 2,2% г/г. Таким образом, угольщики уже начинают проигрывать в конкурентной борьбе.

Если Минэнерго удастся добиться приоритета для нефтяных грузов, направляющихся на Восток, то помимо Роснефти, в выигрыше также окажется #Газпром нефть. Это связано с тем, что ее флагманский НПЗ в Омске достиг глубины переработки, близкой к 100%, и является крупнейшим в России.

По итогам первых двух месяцев 2024 года погрузка лесных грузов выросла на 4,9% г/г. В прошлом году власти обещали помощь предприятиям лесопромышленного комплекса. На первый взгляд, для Сегежи это позитивный сигнал, но если нефтяникам будет предоставлен зеленый свет, то потенциал роста перевозки лесных грузов может быть ограничен. Да и ценовая конъюнктура для компании сейчас стоит на первом месте.

Если на сети РЖД дефицит пропускной способности, то может быть стоит просто купить расписки #Globaltrans? В августе 2023 года руководство перевозчика обещало завершить редомициляцию в ОАЭ в течение полугода. Дедлайн истек, но никакой конкретики до сих пор нет, поэтому компания пока вне зоны моего внимания.

Также вызывает настороженность тот факт, что основатели компании вышли из бизнеса. Кстати, за последние четыре месяца 3 компании из Топ-7 сменили владельцев. Почему мажоритарии крупнейших ж/д операторов выходят из бизнеса? Может быть, они ждут продолжительного периода падения арендных ставок? Мощное лобби нефтяных компаний скорее всего сможет «выторговать» для себя приоритет в ж/д перевозках и снова получат апсайд.

❗️Не является инвестиционной рекомендацией
ИнвестТема

Поделиться