О курсе рубля…

Что следует учитывать в новой санкционной реальности в России?


• Обнулены потоки международного капитала (нерезидентов), обусловленного дифференциалом процентных ставок, уровнем рентабельности и скоростью роста финансово-экономических показателей в России. Ни уровень ставок в России, ни прибыльность бизнеса, ни конъюнктурные особенности теперь не влияют на приток или отток иностранного капитала.

• Блокировки российских резидентов делают невозможным свободный отток капитала резидентов РФ так, как это было до 2022 (прямые и портфельные внешние инвестиции практически обнулены с 2022), а весь отток концентрируется в денежных активах, торговых кредитах и дебиторке.

• Растет доля расчетов в нацвалюте и валюте нейтральных стран растет. До 2022 около 85% экспорта и 66% импорта было в валюте недружественных стран, а теперь 25% экспорта и 28% импорта.

• Свыше 40% в структуре оттока валюты из России с 2022 формировал внешний долг (необходимость погашения), а к 2024 практически весь внешний долг погашен, что в будущем снизит спрос на валюту.

Все же, одним из основным направлений аккумуляции спроса на валюту является внешняя торговля (импорт товаров и услуг).

Способность к импорту обусловлена текущим движением валюты (отображается в платежном балансе), накоплением валютных остатков на внутренних и внешних денежных и инвестиционных счетах и наличием рублевых потоков (доходов) и остатков (денежная масса).

Рублевые потоки и активы оказывают непосредственное давление на валютный рынок через конверсионные операции.

На графике отображена высокая корреляция между рублевой М2, выраженной в долларах, и объемом импорта товаров и услуг за год.

Что это означает? #При высоких темпах роста денежной массы курс рубля выступает, как естественный рыночный ограничитель избыточного спроса на импорт без возможности абсорбации через экспорт и инвестприток валюты.

С середины 2022 резко выросла М2 в долларах из-за крепкого рубля, что было компенсировано опережающей девальвацией с июня по сентября 2023.

Поделиться