Директор #Центра исследований структурной политики ВШЭ, профессор Юрий Симачев:
«Российский бизнес за последние 25 лет сталкивался с шестью крупными кризисами, два из которых выпали на последние четыре года. #При этом и пандемический, и санкционный кризисы фактически так или иначе затронули все российские компании: если в 2020 году более всего пострадали малые и средние предприятия, то в 2022 году основной удар пришёлся на крупный бизнес, экспортёров и импортеров, компании с иностранным участием. Из-за частоты шоков в российской экономике бизнес настолько привык работать в условиях кризиса, что это можно вывести как отдельный феномен.

Всего санкциями 2022 года оказалось затронуто 67% компаний.

Помимо перехода с «запретного» импорта на доступные российские или иностранные аналоги, российские компании активно предпринимали и другие адаптационные действия. Так, 19% компаний предпочли сократить издержки в связи с нарастанием неопределенности. А вот на сокращение числа сотрудников пошли только 3% компаний. Человеческий капитал является важнейшей категорией обеспечения конкурентоспособности бизнеса.

Среди тех, кто на санкции отреагировал, самыми популярными мерами стали поиск новых поставщиков, сокращение издержек и ассортимента, переориентация на новые рынки сбыта. #При этом 21% компаний даже в таких сложных условиях выбрали инновационный путь - разработку новых продуктов при расширении связей с государством. Как оказалось, предпочтения в выборе стратегии можно предугадать: иностранные компании стремятся либо сжать своё присутствие, либо перестроить цепочки поставщиков, в то время как компании с государственным участием более активны в модернизации и не идут на упрощение своей работы».

Поделиться