Где-то должно сломаться, сорвать резьбу…

Разворот инфляционных тенденций по большинству стран (в первую очередь в США) и замедление снижения цен в #Европе, максимальный ставки за 20 лет, непрерывный процесс переноса тайминга начала смягчения ДКП и все это на фоне … рекордных долгов и расширяющихся дефицитов бюджета.

После COVID правительства практически всех крупных стран значительно расширили стимулы для компенсации негативных последствий локдаунов и рисков банкротств, а далее не смогли радикально приглушить аппетиты, поддерживая экономику выше потенциального тренда, ценой непрерывного расширения долгов.

4-летний (2020-2023) средний дефицит консолидированного госбюджета увеличился практически по всем ведущим странам мира и остается высоким даже в 2023 в сравнении с тем, что было до смены бюджетной политики (2016-2019):

• Китай: дефицит 7.6% в 2020-2023 vs дефицита 4.3% в 2016-2019
• США: 9.5% vs 5.1%
• Индия: 9.8% vs 6.9%
• Япония: 6.3% vs 3.1%
• Германия: 3.1% vs профицита 1.5%
• Франция: 6.4% vs 3%
• Великобритания: 7.9% vs 2.6%.

Не так много стран улучшили бюджетную дисциплину: Бразилия, Саудовская Аравия, Египет, Тайвань, Вьетнам, Аргентина, ОАЭ, Алжир (подробности в таблице). У России средний дефицит за последние 4 года составил всего 1.7% vs дефицита 0.1% в 2016-2019, а учитывая контекст условий – это очень сильный показатель.

Политики становятся заложниками популизма обеспечения «роста любой ценой», проедая будущие доходы в счет относительно хороших текущих показателей. Результатом подобных действий стали рекордные госдолги (подробности в таблице).

Проблема в том, что внутренних ресурсов для финансирования дефицитов недостаточно, а внешние ресурсы распределены на избранных: США и клуб привилегированных союзников, но даже там образуются кассовые разрывы.

В условиях нулевых ставок и избытка ликвидности 2009-2021 – балансировать можно, но не в условиях максимальных за четверть века ставок и расширения дефицита ликвидности. Риск срыва нарастает на всех уровнях.

Поделиться