Минфин РФ очень сильно отстаёт от плана по размещению госдолга. Во II кв. план по заимствованиям выполнен всего на 50% (506 млрд из плана 1000 млрд). План на III кв. - 1500 млрд, или в среднем 500 млрд руб. в месяц, но пока за три недели заимствование составило всего 159 млрд. Как при таком отставании от плана Минфин собирается покрывать бюджетный дефицит? Ответы экспертов в рубрике #опросы

Главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин:

Бюджетный дефицит, по уточнённым планам Правительства, составит около 2,1 трлн руб. за год (1,1% ВВП). Для покрытия этого дефицита Минфин продаёт валюту из ФНБ (объём продаж каждый месяц разный, но в целом по году эта величина составит до 1,5 трлн руб.), и на недостающую часть ему необходимо произвести заимствования (примерно на 0,6-0,7 трлн руб.). Также у Минфина есть погашения облигаций в течение года, которые нужно рефинансировать через новые займы (0,4 трлн руб.). Таким образом Минфину требуется размещать в квартал в среднем всего 0,3 трлн руб. – задача, с которой он вполне справляется.

Независимый финансовый советник Сергей Кикевич:

Актуальный дефицит бюджета примерно равен 0,5% ВВП. Это довольно низкий дефицит: его сильно снизили за последний год. Поэтому острой необходимости заимствовать по высоким ставкам, а ставки уже высокие и, скорее всего, ещё вырастут, нет. Возможно ликвидировать дефицит за счёт более высоких поступлений, они тоже выросли, нефтегазовые в том числе.
Ну и наше всё - прогрессивная ставка, которая заработает уже со следующего года. Деньги будут поступать в бюджет, в том числе за счёт налогов. Кроме того, насколько я понимаю, у Минфина есть планы заимствовать в юанях. Получится это или нет - посмотрим. Но ставки, естественно, окажутся ниже, если всё получится.

Директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук #Владимир Климанов:

Формально существуют три основных источника финансирования дефицита бюджета: долг, доходы от приватизации и использование остатков на счетах. Последнее для федерального бюджета – это, прежде всего, расходование средств Фонда национального благосостояния. Он тоже не бесконечен, поэтому делать это нужно осторожно. Действия по приватизации в текущем году уже значимо опережают планы, обозначенные в утвержденном бюджете. Однако полученные по этой статье поступления в бюджет составляют лишь первые десятки миллиардов рублей.
Фактически остается как раз только наращивание госдолга, которое в текущих условиях невыгодно и сложно. Внешние финансовые рынки закрыты из-за санкций, а ставки по кредитам на отечественном рынке сейчас крайне высокие.
Поэтому отчасти даже хорошо, что долговые обязательства Минфин России активно не наращивает (даже если ему это не удается сделать в силу объективных причин). Такие долги – это проблемы для будущих финансистов. Нужно стремиться искать иные способы сокращения дефицита, что начиная со следующего года может происходить в том числе из-за законодательно утвержденного повышения налоговых ставок.

Доцент экономического факультета МГУ, главный экономист «Эксперт РА», эксперт Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Табах:

Во-первых, в этом году поступления в бюджет идут даже с некоторым опережением плана – не сильно большим, но заметным. В связи с этим у Минфина просто меньше потребность в заимствовании.
Во-вторых, могут быть задействованы ресурсы, которые находятся в виде остатков на счетах казначейства.
Третья причина низкого объема размещений может быть связана с тем, что во II квартале на фоне провала на рынке и связанными с ним рисками размещать имело смысл только флоатеры, и то - в ограниченных масштабах. Соответственно, Минфин проявил осторожность. Пик расходов в конце года - тогда может понадобиться дополнительное финансирование. Можно предполагать, что к этому моменту рост ставок остановится, рынок стабилизируется и под будущее понижение можно будет занимать дешевле.
Резюмируя сказанное, Минфину деньги пока особо не требуются, поэтому он позволяет себе проявлять жёсткость по отношению к банкам и рынку в целом.