📊 Ставку подняли. Что дальше?

Основное событие прошлой недели – пятничное заседание ЦБ. Решение по ставке неожиданностью не стало. Много раз писал, что консенсус – увеличение ставки до 18%, собственно, это и случилось. Параллельно ЦБ дал достаточно жёсткий комментарий по перспективам ДКП. Хотя это тоже неожиданностью не стало.

Жесткость нового сигнала ЦБ состоит не только в объяснении необходимости повышения ставки, но и в изменении прогноза по ней: 18–19,4% до конца года (в среднем по году — 16,9–17,4%). #Всё это происходит на фоне роста инфляционных показателей: базовая инфляция (не учитывающая самые волатильные компоненты) ускорилась до 9,2%, а инфляционные ожидания растут третий месяц подряд. Годовая инфляция, по данным на 22 июля, составила 9%.
По мнению ЦБ это указывает на то, что экономика не охлаждается в той мере, на которую рассчитывал регулятор, поэтому ставку нужно передвинуть вверх.

На что считаю нужным обратить внимание:
- По мнению Владимира Брагина, важно отметить, что из «сигнала» ЦБ следует, что регулятор не намерен каким-то специальным образом влиять на курс рубля. Это выглядит интересным, т.к. спусковым крючком для разгона инфляции в прошлом году стало именно ослабление рубля, а торможение разгона также совпало со стабилизацией курса. Таким образом кажется, что ЦБ хочет забороть инфляцию только мерами ДКП, тогда как укрепление рубля как способ влияния на инфляцию почему-то остаётся за рамками рассматриваемых мер.

- ЦБ прямо дал понять, что ставка останется высокой столько, сколько потребуется. Никаких ограничений по части будущего повышения ЦБ не оговаривает. Поэтому в теории нужно быть готовым, что текущее повышение не является последним в существующем цикле.

- Происходит ли вообще охлаждение экономики? Да, если смотреть данные по прибылям российских компаний и статистику по промышленному производству. Прибыли компаний растут, но примерно на размер номинального ВВП (опережающего роста прибылей нет). Кроме того, в июне достаточно серьёзно «тормознула» промышленность: рост производства составил 1,9% в годовом выражении после увеличения на 5,3% в мае, 3,9% в апреле, 4,0% в марте, 8,5% в феврале и 4,6% в январе. Полагаю, что замедление роста связано не только с высокими ставками (хотя с ними тоже), но и с дефицитом рабочей силы.

В итоге:
- Политика ЦБ как минимум на ближайшие месяцы будет жёсткой. С этим придётся смериться. Охлаждение экономики есть, но оно недостаточно, чтобы ЦБ пересмотрел свой подход.

- Влияние высоких ставок на экономику снижается со временем. Экономические агенты умеют адаптироваться к высоким ставкам и со временем высокие ставки сами становятся фактором (причиной) повышения цен на товары в силу увеличения издержек (дороже привлечение инвестиций, растут зарплаты и пр.).

- Самый негативный сценарий для российской экономики – это превращение инфляции спроса в инфляцию издержек. В этом случае увеличивается разрыв между способностью экономики производить товары и спросом, но не потому, что растёт спрос, а потому, что предложение не может этот спрос должным образом удовлетворить. По сути, это некие варианты дефицита отдельных товаров, которые будет тяжело закрыть за счёт импорта в связи со сложностями в расчётах с иностранными контрагентами. Этому риску наиболее подвержены гражданские отрасли промышленности, которые в меньшей степени попадают под фискальное стимулирование за счёт госзаказа. Надеюсь, этого сценария нам удастся избежать.

🤠 Всем удачной рабочей недели!