Российские участники внешнеторговой деятельности сообщают, что до 80% платежей в Китай возвращаются обратно. Есть ли опасность остановки импорта из Китая, и что в таком случае может ожидать российскую экономику? Ответы экспертов в рубрике #опросы

Директор Центра региональной политики РАНХиГС, д.э.н. #Владимир Климанов #Владимир Климанов :

В целом, параллельный импорт оказался важным инструментом, введённым российским правительством в неблагоприятной среде глобальной экономики в условиях новой реальности. Понятно, что расширение действия вторичных санкций вызывает увеличение расходов на доставку импортируемых товаров и издержек на общее оформление внешнеторговых операций.
Поэтому наряду с расширением действия планов по импортозамещению нужно пытаться найти возможности адекватного сотрудничества со странами, готовыми взаимодействовать с Россией, в том числе в части создания новых платёжных инструментов финансирования такого взаимодействия, например перехода на платежи в иных валютах.

Заместитель председателя Комитета по экономической политике Госдумы Артем Кирьянов:Артем Кирьянов:

Импорт из Китая остановить нельзя, но объективные трудности есть. Обход санкций и вторичных санкций - дело непростое, но российские предприниматели ищут новые пути финансового взаимодействия. В целом понятно, что заблокировать участие России в мировой экономической системе невозможно, главный вопрос - о каком размере комиссий возможно договориться.

Аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов:

Трудности с расчётами и сокращение поставок товаров из Китая, безусловно, отразятся на состоянии российской экономики. Китай является крупнейшим торговым партнером РФ, а доля китайских товаров в общем объёме российского импорта оценивается в настоящий момент примерно в 40%. В отдельных сегментах потребительского рынка доля китайских брендов ещё выше, например, в продажах легковых автомобилей составляет около 60%. Любое снижение поставок в этих условиях будет оказывать достаточно существенное влияние в виде сокращения предложения товаров и роста цен на внутреннем рынке. Правда, масштабы сокращения поставок ещё предстоит оценить, возможно они окажутся не такими катастрофическими, как это выглядит сейчас в заголовках новостей. В конце прошлого и начале нынешнего года между Россией и Китаем также наблюдались трудности в расчётах, и тогда импорт из Китая просел в марте примерно на 30% к декабрю 2023 года. Затем поставки начали постепенно восстанавливаться. Не исключено, что в этот раз мы увидим примерно такую же динамику. Пока же официальные данные таможенной статистики КНР не показывают сокращения поставок в Россию. Согласно последним имеющимся данным, в июне поставки китайских товаров увеличились по сравнению с маем на 9% и достигли максимального значения с начала года (9,9 млрд долл.). Осталось дождаться данных за июль, которые должны выйти в начале августа, чтобы посмотреть на реальную ситуацию в торговле между двумя странами.

Начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», к.э.н. Олег Абелев:

Действительно, большой объём платежей в Китай возвращается обратно. В такой ситуации возможен переход на большую долю бартерных сделок, когда продукцией контрагенты будут расплачиваться за продукцию. Крупные банки, которые имеют коррсчета, открытые российскими контрагентами, будут по решению Народного банка Китая просто отказываться проводить платежи по этим коррсчетам. Затруднён будет процесс получения дебиторской задолженности российскими компаниями, которые ведут с Китаем внешнеэкономическую деятельность.
Еще одним выходом из ситуации может стать использование токенизированных активов – цифровых финансовых активов, крипто активов, о которых сейчас активно говорится, а их использование во внешнеторговой деятельности уже даже одобрено в первом чтении парламентом. Полная остановка импорта из Китая вряд ли возможна.