Экспорт бензина из России будет запрещен в августе, ограничение также продлевается на сентябрь и октябрь. Об этом сообщил первый заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин. Поможет ли эта мера не только увеличить предложение на рынке, но главное для потребителей – остановить рост цен на топливо? Ответы экспертов в рубрике #опросы

Доцент РАНХигС, экономист Сергей Хестанов:

Последние годы правительство неоднократно применяло нетарифное регулирование для стабилизации цен на внутреннем рынке топлива. #При росте цены экспорт запрещался, при снижении - вновь разрешался. Этим достигалась большая доступность топлива для внутреннего рынка. Такой тип регулирования довольно эффективен, хоть и вызывает некоторый дискомфорт у производителей нефтепродуктов. Тем не менее, отказываться от него пока не предполагается.

Вице-спикер Госдумы РФ Борис Чернышов Борис Чернышов:

Когда растёт стоимость топлива на иностранных рынках, то, по понятным причинам, российским производителям становится выгоднее продавать максимум своих запасов за рубеж. Это в свою очередь провоцирует дефицит на внутреннем рынке. Но такой механизм совершенно не годится, потому что ставит наших потребителей в положение второго сорта по отношению к иностранным потребителям. Пока внутри не решена проблема нехватки топлива, нельзя делать упор на экспорт. И задача государства создать правильные стимулы для этого. Это могут быть либо повышенные экспортные пошлины, либо требование в приоритетном порядке наполнять внутренний рынок. С таким предложением я обращался к вице-премьеру РФ Александру Новаку. Но было принято другое решение – временный полный запрет на вывоз бензина. В любом случае всё это абсолютно рыночные механизмы, которые применяются во многих странах в интересах своих граждан и предотвращают галопирующий рост цен.

Руководитель отдела экономических исследований аналитического агентства «Национальный Эксперт» Алексей Климовский:

Ограничение экспорта бензина, безусловно, нарастит предложение на внутреннем рынке и сдержит рост цен на какое-то время. Однако это не является долгосрочным решением проблемы. Давно назрели меры по реформированию отрасли и обеспечению надёжной защиты НПЗ от атак дронов.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман:

На наш взгляд, данное решение является своевременным и ожидаемым. Одной из основных причин резкого роста цен в опте, а затем и в рознице стало преждевременное разрешение на экспорт бензина в июне-июле, которое наложилось на сезон повышенного спроса и всё ещё незавершенные ремонты НПЗ после инцидентов в первом квартале.
Полагаем, сочетание возобновления запрета на экспорт, завершения ремонта на ряде НПЗ и действия демпферного механизма позволят вернуть оптовые цены на АИ-95 в диапазон 50-60 тыс. руб. за тонну, что снизит давление на цены в рознице. В базовом сценарии, ожидаем, что по итогам года рост розничных цен на бензин составит 6-7%, т.е. в пределах уровня общей инфляции.

Начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», к.э.н. Олег Абелев:

#Эта мера была ожидаемой, про неё говорили давно. Основная её цель – остановка роста цен, чтобы сбалансировать объем предложения на внутреннем и внешнем рынке. Такая мера уже применялась прошлым летом. Тогда важно было сблизить цены на нефтепродукты в России и за её пределами.
Речь не об увеличении предложения, а об остановке роста цен.
Объём предложения может быть гораздо быстрее и активнее зарегулирован. Понятно, что есть ремонтные работы на части НПЗ, часть подверглась атакам беспилотников и тоже ремонтируется. Где нет НПЗ - доставка усложняется тем, что железные дороги загружены, по ним идут товары двойного назначения.
Однако в этом году мы можем увидеть как разрешение на экспорт, так и запрет в зависимости от соотношения спроса на нефтепродукты и предложения.


30200 ₽
-0.6579%
64.96 ₽
-2.2%