С января по июль 2024 г. объём китайско-российской торговли увеличился только на 1,6% год к году, достигнув $136,6 млрд. Для сравнения: в 2023 г. объём торговли между Россией и Китаем вырос на 26,3%, достигнув рекордных $240,1 млрд.
Означают ли такие низкие темпы прироста товарооборота между двумя странами в 2024 году то, что в торговле между Россией и Китаем достигнут предел? В частности, достигнут и логистический предел физического объёма торговли между двумя странами через «восточный коридор»? Ответы экспертов в рубрике #опросы

Зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов
:

Об объёмах взаимной торговли между Россией и Китаем в текущем году должны знать только депутаты Госдумы и Всекитайского собрания народных представителей в режиме ДСП. Знать, для того, чтобы на законодательном уровне последовательно и максимально либерализовать эту торговлю в обе стороны, как в части товаров, так и в части услуг. Если захотим, поделимся опять же в закрытом режиме нашими успехами с союзниками по ШОС и по БРИКС. И, соответственно, усовершенствуем правила взаимной торговли в многостороннем формате.
Мы вложим в опережающем порядке средства в создание инфраструктуры сухопутных переходов на российско-китайской границе и начнём нечаянно, конечно же, сталкивать с орбиты любые спутники-шпионы, которые будут настырно подсчитывать длину наших железнодорожных составов. А «Восточный коридор» к 2030 году преобразуется в Евразийскую трансконтинентальную интеграционную магистраль.

Экономист, эксперт в сфере безопасности Сергей Храпач
:

Снижение темпов прироста товарооборота между РФ и КНР связано, как видится, с двумя основными проблемами: ограниченными транспортно-логистическими мощностями России и опасением китайских партнеров попасть под вторичные санкции.
Введение санкций США и ЕС и последовавшие ограничения экспортно-импортных операций переориентировало внешнеторговую деятельность России на КНР, однако, оперативное изменение логистики опередило возможности логистической инфраструктуры, как России, так и Китая, при этом в ближайшие 3-5 лет существенно увеличить транспортно-логистические мощности не удастся по объективным причинам.
Кроме того, по данным китайской таможни, на долю России приходится 3% совокупного внешнеторгового оборота Китая, соответственно, соотношение санкционных последствий для КНР к внешнеторговому обороту с РФ говорит не в пользу заинтересованности уважаемых китайских партнёров к дальнейшему увеличению торгового оборота с Россией.