Банк России может повысить ключевую ставку до 20% и выше, если у него будут сомнения в том, что инфляция в стране замедляется. Об этом сообщил зампред ЦБ Алексей Заботкин. Где предел сегодня у ключевой ставки, какова должны быть её величина, чтобы инфляция снизилась до 4%, как ставит своей целью ЦБ? Можем ли мы увидеть ставку в 25% или даже 30%, ведь как ни поднимает её ЦБ, инфляция не падает? Ответы экспертов в рубрике #опросы

Член генсовета «Деловой России», руководитель подкомитета по публичным рынкам капитала Алексей Лазутин:

Если ЦБ будет и дальше ориентироваться при принятии решения по ставке на инфляцию, то можно ожидать и дальнейшего ужесточения ДКП. Но мы видим, что ставкой регулировать этот показатель в текущей ситуации получается не очень эффективно. А вот на рынке капитала такой подход отражается чувствительно. В начале этого года президент в обращении к Федеральному собранию объявил о необходимости удвоить капитализацию российского фондового рынка к 2030 году, чтобы она составляла 66% от ВВП всей России. Политика Центрального банка по ужесточению ДКП, замедляющая процессы на рынках капитала, делает достижение поставленной президентом цели всё труднее и труднее.

Начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований, к.э.н. Сергей Заверский:

Сигналы о готовности ЦБ ещё больше повысить ставку во многом говорят о снижающейся эффективности проведения денежно-кредитной политики в текущем формате. Когда Банк России около года назад начал текущий цикл повышения ставок, предполагалось существенное замедление инфляции уже в конце прошлого года и её возвращение к цели в 4% в этом. Однако мы видим, что этого не происходит, а прогнозы ЦБ регулярно не сбываются. Получается, что либо ЦБ систематически не учитывает какие-то факторы, либо попытки обуздать инфляцию через ключевую ставку дают сбой. А скорее всего, и то, и другое.
В текущих российских условиях, когда значительная часть экономики к процентным ставкам не очень чувствительна (вследствие усилий Правительства), попытки резко ограничить активность в рыночном секторе, ещё и на фоне растущих ограничений на импорт, приводят скорее к разгону инфляции, причём долгосрочному, а не её торможению. Следование старой парадигме приведёт ЦБ и к дальнейшему повышению ключевой ставки, но с точки зрения установления не только низкой, но и стабильной инфляции это мало что даст. Гораздо более целесообразным сейчас было бы перейти от краткосрочной цели по инфляции к долгосрочной, а в ближайшие годы направить основные усилия на решение проблем на стороне предложения товаров и услуг, считая темпы инфляции в этом период в 6-8% вполне допустимыми.

Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов:

Повышенная инфляция в России связана не столько с монетарной политикой, сколько с растущими доходами граждан при одновременном дефиците импортных товаров, что обусловлено сложностями с их трансграничной оплатой.
Проблема будет решена только тогда, когда внутренний рынок будет насыщен либо товарами с альтернативных рынков, где нет проблем с оплатой, либо отечественными аналогами. А действия Центрального банка по повышению ключевой ставки носят аварийный характер. ЦБ предпринимает меры для приглушения покупательной способности, а следовательно, и инфляции. Например, на рынке недвижимости кредитование было фактически остановлено. Но кардинально изменить ситуацию это не способно.
#При этом размер ставки выше 20% уже не имеет существенного значения: что при 25%, что при 100% кредиты фактически становятся полностью недоступными. Поэтому Центральный банк России близок к достижению потолка в плане повышения ключевой ставки и сейчас занимается вербальными интервенциями.