Среднесрочные вызовы для стран Запада

Инфляционная повестка сходит со сцены. Инфляционная проблема — это уже устаревший нарратив, хотя инфляционный фон (особенно в услугах) примерно вдвое выше долгосрочной нормы, инфляция в странах Запада не оказывает дестабилизирующего влияния на экономику в той мере, в какой это было актуально в 2021-2023.

Проблема инфляции в товарах решена, в услугах повышенный инфляционный фон будет доминировать еще примерно 1.5 года, что связано с факторами масштабирования предложения и глубины автоматизации.

Текущие технологии и производственные цепочки могут практически неограниченно масштабировать производство товаров, но это невозможно реализовать в услугах из-за высокой концентрации человеческого труда в услугах.

Что означает замедление инфляции в странах Запада? Прежде всего – это охлаждение спроса, вызванное исчерпанием избыточного ресурса сбережений 2020-2021 и снижением темпов располагаемых доходов.

Снижение инфляции – это наиболее верный признак проблем со спросом, когда баланс спроса и предложения нормализуется.

Появление свободного гэпа/буфера в предложении товаров и услуг означает будущее торможение инвестиционной активности бизнеса, а следовательно замедление зарплат и найма новых сотрудников.

Цикл расширения экономической активности на постковидных стимулах себя полностью исчерпал, соответственно – рынок труда будет деградировать, инфляционная тенденция будет направлена в сторону дефляции из-за падения спроса.

Что может запустить новый цикл расширения экономики?

Новые фискальные и монетарные стимулы – расширение долговой нагрузки, т.е. рост текущих доходов ценой снижения будущих располагаемых доходов через расширение стоимости обслуживания обязательств. Величина долговой нагрузки не позволит запустить очередной раунд фискального бешенства.

Рост производительности труда в рамках технологической трансформации и перехода в новый технологический уклад.

Как наиболее очевидный триггер – ИИ, но пока ГИИ себя полностью провалил в бизнес-задачах и годится, как генератор дипфейков и мемов с критически низкой достоверностью результатов.

ГИИ неплохо работает в узкоспециализированном применении медиа контента, но это ничтожно малая часть экономики. С точки зрения влияния на R&D, науку и технологии, потенциал новых открытий и производительность труда, - ГИИ категорически противопоказан, по крайней мере, на данном этапе.

На 2024 год сфера эффективного применения ГИИ очень ограничена и локализована буквально в 1-2% от экономики, а в остальном – чисто поржать.

Основной среднесрочный вызов – это реализация долгового кризиса. С 2019 года проблемы только усугубились – резкий рост долговой нагрузки + экстремальный рост стоимости обслуживания долгов. 5 лет назад устойчивость была низкой, сейчас тем более, а запас прочности исчерпали.