К сложностям с платежами между РФ и КНР прибавились трудности с логистикой. Китайские поставщики стали просить вывозить товар в Россию через третьи страны. Как это скажется на ассортименте и стоимости товаров в России? Ответы экспертов в рубрике #опросы

Аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин:

Сейчас каналы движения капитала между российскими банками и оффшорной зоной стали очень узкими, поэтому и появились множественные курсы юаня. Кросс-курс USD/CNY посчитанный через Мосбиржу, и курс оффшорного юаня различаются на 3-5%. Плюс к этому, в середине лета 2024 г. после санкций против Мосбиржи неожиданно всплыла тема "чистого" и "грязного" юаней. Для преодоления проблемы "грязного" юаня некоторые российские банки специально закупают китайскую валюту в КНР для своих клиентов. Всё это ухудшает курс юаня для импортёров из РФ, поскольку каждый посредник в цепочке платежей берёт свою комиссию. В результате товары из Китая дорожают, несмотря на укрепляющийся курс рубля.
Также в результате введения санкций логистика становится дороже и длиннее. Зачастую это приводит не только к росту цен (импортёры перекладывают издержки на конечного потребителя), но и к сокращению номенклатуры товаров: за последние два года ассортимент импортных товаров на ведущих российских маркетплейсах снизился примерно на треть.

Заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Артем КирьяновАртем Кирьянов:

Безусловно, в условиях санкций необходимо быть готовыми к меняющимся оперативным условиям, проявлять большую гибкость. В части ассортимента ввозимой продукции каких-то провалов вряд ли можно ожидать, что касается стоимости товаров, то дополнительные затраты на логистику будут в ней учтены. Однако речь идет о процентах или долях процентов, в зависимости от номенклатуры товара, что не будет воспринято как запретительный тариф. Вместе с тем, рост себестоимости ввозимых товаров создает дополнительные предпосылки для внутреннего российского производства на тех направлениях, где это возможно.

Начальник аналитического отдела ИК "РИКОМ-ТРАСТ", к.э.н. Олег Абелев:

Какие поставщики, из каких отраслей, о каком количестве поставщиков идет речь? Пока этой информации нет. Поэтому оценить влияние новости на изменение ассортимента и цены сложно.
Одно дело автопром, где китайские поставщики принципиально не работают с третьими странами, другое дело рынок оргтехники, где такая схема, наверно, возможна.
Очевидно, что просьба вывозить товар в Россию через третьи страны отразится на российском рынке, но влияние будет разным в зависимости от отрасли и специфики товаров.