(продолжение предыдущего поста)

Начальник аналитического отдела инвесткомпании "Риком-Траст", к.э.н. Олег АбелевОлег Абелев:

Единственная возможность компенсировать выпадающие доходы от нефтяного комплекса - это увеличивать долю ненефтегазовых доходов в бюджете и ненефтегазовых доходов от экспорта. И здесь важна активная поддержка отраслей, которые обладают большой добавленной стоимостью, тогда экспорт продукции этих отраслей будет компенсировать выпадающие доходы из-за снижения цен на мировых рынках.
Налоговые меры действенны, но не в долгосрочной перспективе. Основной налогоплательщик сегодня - это топливно-энергетический комплекс. Поэтому если цены на мировых рынках будут снижаться, то бюджетные доходы тоже. На этот же комплекс ещё повышать налоги, наверное, было бы неправильно. Именно поэтому надбавку НДПИ для [MOEX: GAZP] "Газпрома" убрали.
Инфляция в России не связана с ценами на нефть, а только с сумасшедшим ростом спроса на кредитные деньги и зарплат из-за дефицита кадров по ряду профессий.

Главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин:

Предсказание цен на нефть - дело неблагодарное. Но сценарий заметного, а главное продолжительного их снижения не выглядит невероятным. К такому варианту развития событий необходимо быть готовым. Зависимость экономики в целом и бюджета в частности от нефтяных доходов остаётся высокой. Собственно, исходя из оценки этих рисков, бюджет предполагает крайне невысокий уровень дефицита в ближайшие годы и аккумулирование дополнительных нефтяных доходов в ФНБ. Хотя направлений, на которые неплохо было бы увеличить бюджетные расходы очевидно много. Это в том числе и социальные расходы, и технологическое развитие и инфраструктура, и поддержка инвестиций. Важно, что бюджет уже в базовом сценарии исходит из ожиданий снижения нефтяных цен. $69,7 это средняя экспортная цена на российскую нефть в 2025. Бюджетная конструкция на 2027 г. исходит из ее снижения до $65. А в консервативном сценарии и до $60,5. ЦБ в своём последнем среднесрочном прогнозе ориентируется на другой показатель – цену нефти Brent. Но точно также исходит из предпосылки о её снижении на $10 до уровня $70 к 2027 году.
Поэтому уже сейчас и фискальная, и монетарная политика исходит из достаточно консервативных предпосылок относительно экспортной конъюнктуры, близких к варианту, представленному Всемирным банком. Риски для бюджета и динамики цен возможны в случае гораздо более сильного и при этом долгосрочного снижения нефтяных цен.

122.7 ₽
-0.79%
5