2 Октября 19:33
Автор:

Бюджет 2024-2026 гг.: проблем с доходами не ожидается

Недавно были опубликованы детали плана Федерального бюджета на 2024-2026 гг. На наш взгляд, в новом законопроекте есть несколько важных моментов:

1. Опасения по поводу роста дефицита бюджета в 2023 г. (особенно ярко проявившиеся в начале этого года в связи с активизацией расходов) не подтвердились. В итоге он лишь слегка превысит изначальный план (3 трлн руб. против 2,9 трлн руб.), что совпадает с нашими ожиданиями. Не исключено, что ускоренный порядок исполнения расходов будет применен и в 2024 г., что может окончательно «сломать» его привычную сезонность. На следующую трехлетку запланирован умеренный дефицит (1,6 трлн руб. в 2024 г., 0,8 трлн руб. в 2025 г. и 1,5 трлн руб. в 2026 г.).

2. В структуре расходов ярко выделяется заметный всплеск расходов на оборону в 2024 г., их рост запланирован более чем на 4 трлн руб. за год (29% от общего объема расходов). При этом доля социальных расходов останется стабильной (21%, хотя в номинальном выражении они вырастут почти на 20% г./г.), а доля расходов на экономику снизится (11%), и эти доли будут минимальны за более чем 10 лет. При этом, мы не исключаем, что расходы на социальную политику могут быть скорректированы. Продолжит расти и доля расходов на обслуживание госдолга (по мере роста самого тела долга).

3. Ожидаемый сильный рост доходов (+22% в 2024 г.) по сути обеспечивает относительно низкий прогнозный дефицит (расходы растут в 2024 г. на +20%). На наш взгляд, такая динамика доходов не выглядит избыточно оптимистичной. Так, в следующем году доходная часть бюджета будет поддержана значительными разовыми поступлениями (как отмечено в ОНБНП, это возврат в доход федерального бюджета трансферта от внебюджетных фондов, связанного с предоставлением в 2022 г. отсрочек по страховым взносам, временным повышением вывозных таможенных пошлин на ряд товаров и пр.), однако улучшение сырьевой конъюнктуры также будет оказывать существенную поддержку (рост ВВП, рублевой цены нефти, ослабление рубля).

4. Возврат к бюджетному правилу в привычной, но более мягкой форме. В формуле для разграничения уровня базовых и дополнительных нефтегазовых доходов вновь фигурирует цена нефти Юралс, однако ее базовый уровень повышен до 60 долл./барр. (по докризисной версии правила цена была бы на уровне 46 долл./барр.) Такая цена отсечения позволит бюджету использовать на текущие нужды большую часть нефтегазовых поступлений (т.к. автоматически повысится базовый уровень НГД) – в прогнозе он повышается с 8 трлн руб. в 2023 г. до 9,5-10 трлн руб. в ближайшую трехлетку.

Райффайзенбанк
Комментарии

Написать комментарий Написать комментарий

Еще нет комментариев
Чтобы оставлять комментарии надо зарегистрироваться