Группа "Газпромбанк Инвестиции"

3 Октября 20:05
Автор:

🏗 Восточный полигон — проблемы и решения

Разворот на Восток — один из ключевых трендов для всех отраслей российской промышленности, и добывающие предприятия здесь не исключение. Однако возможности по наращиванию экспорта уперлись в возможности транспортной инфраструктуры за Уралом.

🚂 Восточный полигон

На данный момент мощность портов в три раза превышает пропускную способность подъездных железнодорожных путей. А к 2030 году их грузооборот должен увеличиться еще почти вдвое. В 2022 году на Восток впервые повезли больше грузов, чем на Запад: 118 из 275 млн тонн. Более 700 предприятий, которые никогда не отправляли ничего на Восток, повезли свои грузы.

⭐️ Приоритеты перевозки грузов

В РЖД полагают, что в текущей ситуации на Восток необходимо везти груз с большей добавочной стоимостью. В 2022 году госмонополия не вывезла порядка 5 млн тонн грузов, в то время как уголь из Кузбасса везли для внутреннего потребления в регионы Дальнего Востока. В РЖД заявили, что компания потеряла на этом в стоимости перевозки, а государство — в налогах.

🔎 Что с инфраструктурой

Для того чтобы перестать выбирать между углем, контейнерами и нефтепродуктами, нужно работать над расширением пропускной способности. Так, в прошлом году пропускная способность Восточного полигона выросла до 158 млн тонн. В 2023 году ожидается 173 млн тонн, в 2024 году — 180 млн тонн. Уже принято решение о третьем этапе модернизации с выходом на 210 млн тонн, и обсуждается проект работ по расширению до 255 млн тонн к 2032 году.

По оценкам экспертов, пропускная мощность все равно будет отставать от роста грузооборота. Так, в 2022 году дефицит провозной способности составлял 103 млн тонн, в 2023 году ожидается 95 млн тонн, но уже в 2024 году он снова вырастет до 130 млн тонн.

🧐 Есть ли альтернативы

Поворот на Восток — это не только Восточный полигон и морские порты, но и другие транспортные логические цепочки, в частности Северный морской путь. Объем финансирования плана по развитию СМП составляет 1,8 трлн рублей. К 2030 году планируется выйти на показатель в 150 млн тонн грузооборота, то есть СМП, по сути, может стать реальной альтернативой Восточному полигону.

В 2022 году по СМП было перевезено 34,1 млн тонн грузов, в 2023 году за первые восемь месяцев — 23,7 млн тонн.

📝 Итоги и бенефициары

Проблемы с логистикой, действительно, серьезно сдерживают рост российского экспорта. Ключевыми бенефициарами в данной ситуации — развитии альтернативных маршрутов и модернизации существующих — могут стать железнодорожный оператор Globaltrans, а также Группа Fesco и Новороссийский морской торговый порт, которые занимаются логистикой и перевалкой грузов. В качестве альтернативы портам и ж/д операторам может выступить Совкомфлот, мощности которого могут быть задействованы для транспортировки грузов по СМП.

В плане строительства инфраструктуры бенефициарами могут стать металлурги, в частности Мечел, который занимается производством железнодорожного полотна.
Комментарии

Написать комментарий Написать комментарий

Еще нет комментариев
Чтобы оставлять комментарии надо зарегистрироваться