12 Января 17:41
Автор:

Федеральный бюджет за 2023 г. – без существенных отклонений от последних оценок

По предварительной оценке Минфина, в 2023 г. бюджет был сведен с дефицитом 3,2 трлн руб. (несколько выше планового уровня в 2,9 трлн руб.). К ноябрю (за 11 месяцев) накопленный дефицит составлял 0,9 трлн руб., его рост в декабре обусловлен высокой сезонностью расходов в конце года. Расходы за год сложились на уровне 32,4 трлн руб., доходы – 29,1 трлн руб.

В 2023 г. рост доходов обеспечила ненефтегазовая составляющая, в 2024 г. ожидается рост по всем по компонентам. Доходы за 2023 г. выросли на 4,7% г./г., за счет ненефтегазовой компоненты (20,3 трлн руб., +25,0% г./г.). Более того, итог превысил сентябрьский план на 0,4 трлн руб., также за счет этой составляющей. В декабре доходы бюджета составили 3,2 трлн руб. (после 2,9 трлн руб.) – впрочем, по нашим оценкам с исключением сезонности, их динамика в последние месяцы умеренно ухудшалась. Напомним, что в конце года бюджет поддержали разовые поступления от налога на сверхприбыль (А. Силуанов в конце декабря заявлял о сумме в 315 млрд руб.). На следующий год запланирован рост доходов на ~20% г./г. (35,1 трлн руб.) – ожидаются как более высокие нефтегазовые поступления (11,5 трлн руб. против 8,9 трлн руб. в прошлом году) за счет улучшения конъюнктуры, так и существенный уровень ненефтегазовых доходов (23,6 трлн руб.), во многом благодаря разовым поступлениям (см. наш обзор от 2 октября).

Расходы превысили на 4% г./г. «антикризисный» уровень 2022 г., в 2024 г. ожидается дальнейший рост. Расходы в 2023 г. оказались даже несколько ниже наиболее актуального плана, который в последние месяцы был представлен на портале «Федеральный бюджет» (32,4 трлн руб. против 32,6 трлн руб.), но выше сентябрьских оценок. В декабре бюджет потратил 5,5 трлн руб. – сезонный пик в 2023 г. сохранился, но оказался ниже, чем в предыдущем (см. график), хотя расходы в целом выросли на 4% г./г. Насколько мы понимаем, свою роль сыграли более активные траты в первые месяцы 2023 г., за счет которых бюджетный импульс смог более оперативно поддержать экономику. Напомним, что в начале 2024 г. мы ждем аналогичного сильного притока по бюджетному каналу – это должно точечно поддержать экономический рост в 1П, но может подогреть темпы роста цен даже в условиях жесткой монетарной политики. По году в целом в 2024 г. ожидается рост расходов на 8-10% г./г. (если учитывать в оценке на 2023 г. «перенесенные» в 2022 г. 1,5 трлн руб.) до 36,7 трлн руб., дефицит бюджета должен составить -1,6 трлн руб., и характер фискальной политики останется скорее стимулирующим.

В 2024 г. ожидается более умеренный дефицит бюджета, чем в 2023 г. Среди рисков для исполнения бюджета в 2024 г. основным можно выделить состояние доходов от экспорта сырьевых товаров (в случае просадки цен на них). При этом, в базовом сценарии мы не считаем оценку доходов на 2024 г. избыточно оптимистичной – при прочих равных, дефицит бюджета может сложиться лишь умеренно выше плана, в пределах 2 трлн руб.

Райффайзенбанк
Комментарии

Написать комментарий Написать комментарий

Еще нет комментариев
Чтобы оставлять комментарии надо зарегистрироваться