12 Март 18:52
Автор:

Активное расходование средств федерального бюджета в начале 2024 г. не несет рисков для его исполнения по году в целом

По предварительной оценке Минфина, дефицит бюджета за 2М 2024 г. расширился до 1,5 трлн руб. (0,3 трлн руб. в январе) за счет ускорения темпов расходования в феврале при по-прежнему сильной динамике доходов (5 трлн руб. за 2М). Доходы бюджета за 2М выросли почти на 60% г./г. Их поддерживают разовые выплаты, причем не только в ненефтегазовой части. Так, в феврале бюджет пополнили доплаты за НДПИ на нефть за 4 кв. 2023 г., за счет чего размер НДПИ сложился рекордным для последних лет. Расходы в феврале ощутимо ускорились относительно января (3,8 трлн руб. после 2,7 трлн руб.). Впрочем, совокупная доля расходов за 2М относительно ожидаемых за этот год 37 трлн руб. сейчас составляет 17% - сопоставимо с 2023 г., когда бюджет в начале года также авансировал и контрактовал часть расходов вразрез с обычной сезонностью (см. график).

Расходы бюджета могут нормализоваться уже в ближайшие месяцы, доходы в 2024 г. вряд ли окажутся сильно ниже плана. Мы полагаем, что в 2024 г., как и годом ранее, активное использование бюджетных средств в начале года не несет рисков для исполнения бюджета. С одной стороны, доходы бюджета запланированы на уровне в 35 трлн руб., ощутимую часть которых должны обеспечить разовые поступления, оценки которых, скорее всего, окажутся близки к факту. От возможного ухудшения конъюнктуры нефтегазовых доходов бюджет формально защищен бюджетным правилом, риск снижения доходов от прочего товарного экспорта может иметь ограниченный эффект. При этом, по опыту прошлого года, темпы расходов должны нормализоваться уже в ближайшие месяцы и до конца года.

Стимулирующая фискальная политика – один из факторов в пользу поддержания жесткой монетарной политики. Бюджетная политика в 2024 г. остается стимулирующей, что является важным проинфляционным фактором. При этом, регулятор отмечает, что для монетарной политики наиболее значимы запланированные расходы на среднесрочном горизонте и налоговая политика, а график фактических перечислений бюджетных средств внутри года имеет скорее второстепенное значение. На наш взгляд, возможная неоднородность, в особенности в части социальных расходов, может точечно разогреть потребление и привести к временному всплеску инфляции, но такая динамика, действительно, может не требовать реакции со стороны ЦБ.

Райффайзенбанк
Комментарии

Написать комментарий написать комментарий

Еще нет комментариев
Чтобы оставлять комментарии надо зарегистрироваться

Авторизуйтесь или войдите с помощью: