20 Май 14:36
Автор:
Publisher
![](https://porti.ru/template/default/img/ico/big/profile.png)
![](https://sun1-84.userapi.com/impg/ph7rg3mxXBS6btrKPWE1VDEoPjaqLMK2rGiKbw/O1RkwbxEXEw.jpg?size=562x604&quality=96&sign=c4c67439a93cc56d7bf0747d191c22b2&c_uniq_tag=3OHzb4_aS1T458zYmftfkPlfg9eyX8Mp-t5njO7cky0&type=album)
💬 Наблюдение: Лизинг под давлением
В 2023 году на лизинговом рынке наблюдалось бурное восстановление. Объем нового бизнеса в натуральном выражении вырос приблизительно на 45% до 626 тыс. единиц. В денежном выражении новый бизнес в РФ достиг рекордного объема в 3,59 трлн рублей, а лизинговый портфель компаний практически достиг 10 трлн рублей.
В первом квартале 2024 года рост лизингового рынка продолжается, но является неустойчивым, поскольку основным движущим фактором является волатильный сегмент розничного автолизинга. Для создания условий для устойчивого и долгосрочного роста, необходимо создание новых его точек, таких, как лизинг оборудования для станкостроения и высокотехнологичных отраслей, а также лизинг недвижимости.
Тренды:
🔹Ужесточение денежно-кредитной политики в четвертом квартале 2023 года и продолжающееся санкционное давление оказало значительное негативное влияние на динамику нового бизнеса в начале 2024 года.
🔹По итогам 2024 года НРА ожидает рост нового бизнеса в натуральном выражении на 10%–15% (до 700 тыс. единиц), а в денежном выражении на 20%–25% (до 4.3–4.5 трлн рублей). Лизинговый портфель на конец 2024 года превысит 13.5 трлн рублей, а доля лизинга в ВВП составит около 1.8%-2%.
🔹Рост объемов продолжит происходить за счет автолизинга и спецтехники, в то время как в секторе лизинга промышленного оборудования ожидается стагнация.
🔹Жесткая денежно-кредитная политика продолжает создавать существенные риски отрасли. Наблюдаемое удлинение сроков лизинговых договоров (в среднем до 48 месяцев) при условии, что структура рынка не меняется, повышает риски ликвидности как техники, так и самих лизинговых компаний (последнее повышает риск их дефолта). Дополнительные бизнес-риски связаны с приходом новых поставщиков оборудования и транспорта.
🔹Жесткая конкуренция на рынке в условиях высокой производственной инфляции может привести к дальнейшему снижению маржинальности лизинговых компаний еще на 3%–5% от уровней 2023 года.
🔹Рост лизингового рынка остается хрупким, так как основным его фактором является волатильный сегмент розничного автолизинга. Мы также ожидаем существенную дифференциацию между ведущими игроками рынка и региональными компаниями: если у первых рост нового бизнеса в 2024 году может составить до 40%, то вторые могут испытывать спад.
Подробнее в аналитическом обзоре Национального Рейтингового Агентства (НРА) «Лизинг под давлением» (https://www.ra-national.ru/wp-content/uploads/2024/05/lizing_pod_davleniem_20.05.2024_nra_obzor.pdf) и публикации издания «Коммерсантъ» (https://www.kommersant.ru/doc/6712362).
#лизинг
Комментарии