18 Июнь 14:30
Автор:
Publisher
![](https://porti.ru/template/default/img/ico/big/profile.png)
![](https://sun1-90.userapi.com/impg/STe-8i9Cka45zo_6hSr_0a6NUVSv8KOPBNFqeg/HWEJeA-FGoM.jpg?size=1280x1034&quality=95&sign=4ccd76ce3ba36ab7c0bd72d32469dd1e&c_uniq_tag=XNSRm8ZzblGp64ljlZQhSDS1QhMeimr0mWnMfMuRoUk&type=album)
🪨 Россия снижает экспортные поставки угля
Согласно данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ) доля России на мировом рынке угля снижается, несмотря на увеличение общего мирового экспорта данного топлива. После снижения в 2020 году мировой экспорт угля начал восстанавливаться и по итогам 2023 года превысил рекордные показатели 2019 года.
❔ Кто в лидерах
📈 Индонезия, будучи крупнейшим экспортером угля, также стала и лидером восстановления поставок, увеличив экспорт с 399 млн тонн в 2020 году до 521 млн тонн в 2023 году, при этом на текущий год Индонезия увеличила квоту на добычу угля на 29,8%.
📉 На фоне роста спроса также увеличилась и доля российских угольных компаний на мировом рынке — с 10,5% в 2013 году до 17,1% по итогам 2021 года. Однако в 2024 году доля российских угольщиков снизилась ниже 14,6% и продолжает уменьшаться.
📊 Причины снижения доли российских экспортеров угля
🐳 Снижение мировых цен угля. Снижение цен обусловлено в том числе ростом собственного производства крупнейших мировых покупателей — Китая и Индии.
В начале 2024 года в Китае был утвержден проект создания к 2027 году резервной системы добычи угля, благодаря которой Китай сможет увеличить добычу. К 2030 году ожидается, что общий объем резервных мощностей по добыче угля составит 300 млн тонн в год. За последние три года также увеличила добычу угля Индия — рост добычи составил 39,2% (до 997 млн тонн по итогам прошлого года). А к 2030 году запланировано увеличить показатель добычи до 1,4 млрд тонн угля в год.
🐳 Возобновление поставок австралийского угля в Китай. В 2023 году Китай снят запрет на импорт австралийского угля, в результате чего доля Австралии достигла 16–18% в импорте Китаем энергетического угля и 6% в импорте коксующегося угля.
🐳 Высокие затраты на логистику в России на фоне снижения мировых цен. Согласно расчетам ЦЦИ, в апреле текущего года доля логистических затрат на доставку железнодорожным транспортом в цене кузбасского энергетического угля на базисе FOB Дальний Восток превысила 50%. И если поставки энергетического угля на Дальний Восток пока что прибыльны, то на порты запада уже убыточны.
💬 Наше мнение
🔻 Как мы уже писали ранее, сальдированная прибыль угольных компаний России в первом квартале 2024 года, по данным Росстата, снизилась на 96,9% относительно аналогичного периода прошлого года.
🔻 В середине июня 2024 года комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал рассмотреть законопроект, предусматривающий отдельные изменения налоговой системы. Предложенная дополнительная надбавка к ставке НДПИ по углю составляет 10% от превышения цен в морских портах Дальнего Востока, пороговая цена для энергетического угля установлена на уровне $100 за тонну на базисе FOB Восточный NAR 5500, пороговая цена для коксующегося угля — на уровне $140 за тонну. При этом Минфин РФ готов рассматривать пороговые значения для расчета НДПИ по углю ко второму чтению поправок в Налоговый кодекс.
❌ Учитывая неблагоприятную ценовую конъюнктуру на рынке угля, возможное снижение объемов экспорта угля по итогам текущего года и ожидаемое увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль, акции Мечела и Распадской, на наш взгляд, в настоящее время не являются инвестиционно привлекательными для долгосрочного инвестора.
Смотреть акции в каталоге → https://gazprombank.investments/applink/
Комментарии