7 Марта 2023 19:34
Автор:

Повышенный дефицит бюджета пока не означает изменение планов Минфина

По данным Минфина, дефицит бюджета за первые 2 месяца 2023 г. составил ощутимые 2,6 трлн руб. При этом, отметим, что в месячном выражении объем дефицита в феврале снизился относительно января (0,8 трлн руб. после 1,8 трлн руб.).

Снижение доходов преимущественно связано с нефтегазовой компонентой… На наш взгляд, повышенный дефицит в начале 2023 г. в большей степени объясняется высоким уровнем расходов, нежели чем состоянием доходов. Так, доходы за 2М (3,2 трлн руб.) ниже уровня прошлого года всего на 1 трлн руб., что выглядит обоснованно на фоне трансформации экономики (на статистику за январь-февраль 2022 г. еще не влияли последствия введения санкций). Более того, уровень ненефтегазовых доходов за этот период практически не снизился (лишь на 0,2 трлн руб.), а за февраль в отдельности даже вырос.

… и в меньшей степени, чем уровень расходов, является причиной высокого дефицита бюджета. Расходование бюджетных средств темпами, существенно превышающими сезонные для начала года, Минфин объясняет стремлением обеспечить их «более равномерное кассовое исполнение». Так, за январь-февраль было потрачено уже более 5,7 трлн руб. (для сравнения, в 2022 г. похожая сумма была израсходована за весь 1 кв.). В пресс-релизе Минфин отмечает, что текущий формат исполнения федерального бюджета не отклоняется от плана на 2023 г. (дефицит в пределах 2% ВВП). Аналогичный комментарий в конце февраля давал А. Силуанов.

Расходы бюджета могут замедлиться в ближайшие кварталы. Сохранение аналогичного темпа расходов в ближайшие 1-3 месяца, на наш взгляд, маловероятно, как минимум в свете такой риторики Минфина. Помимо этого, ограничительным фактором выступают возможности по финансированию дефицита бюджета. Объем ликвидной части ФНБ на 1 марта составляет 6,4 трлн руб. (и трата фонда в этот год полностью выглядела бы неоправданно), а активные заимствования на внутреннем рынке хоть и возможны (в случае возвращения к размещениям «флоатеров»), вряд ли в объемах, превышающих уровень 2022 г. (2,5 трлн руб. для ОФЗ-ПК). При этом оперативная макроэкономическая статистика не столь негативна в условиях действия санкций (например, по оценкам Минэкономразвития, ВВП в январе вырос на 0,2% м./м. с исключением сезонности), и, на наш взгляд, не требует исключительных мер поддержки, а масштабные устойчивые расходы бюджета могут подогреть ценовую динамику.
Подчеркнем, что снизить дефицит бюджета поможет улучшение его доходной составляющей в будущем, в том числе (1) возможное восстановление конъюнктуры нефтегазового рынка, (2) принятые поправки относительно расчета нефтяных налогов, (3) планируемая разовая добровольная выплата крупных компаний в качестве налога на непредвиденную прибыль за предыдущие периоды (меры (2) и (3), по оценке Минфина, могут принести в бюджет дополнительно 0,9 трлн руб.).
Комментарии

Написать комментарий Написать комментарий

Еще нет комментариев
Чтобы оставлять комментарии надо зарегистрироваться