Группа "Газпромбанк Инвестиции"

27 Июня 2023 16:14
Автор:

🚂 РЖД хочет решить проблемы грузоотправителей на БАМ за их счет

РЖД предлагает внедрить на третьей очереди Восточного полигона механизм ship-or-pay («вези или плати»). Разбираемся, что это значит и кому выгодно.

🧮 Принцип работы «вези или плати»

Механизм подразумевает взаимные обязательства перевозчика и клиента, когда первый обязан перевезти согласованный объем груза, а второй — оплатить его, даже если он не предъявлен к перевозке. Пока на железных дорогах он не применяется, а попытки ввести его оборачивались неудачей.
Главное препятствие к его полноценному внедрению — отсутствие нормативной возможности предоставить приоритет на путях общего пользования для грузоотправителей, заключающих подобные контракты, а также возникающие огромные финансовые взаимные обязательства при заключении контрактов на годы вперед.

❔Когда будет реализован проект

Проект расширения Восточного полигона в виде БАМ-3 пока не утвержден. Концептуально он состоит из трех частей: первая — расширение мощностей к 2029 году до 197 млн тонн под 16,6 млн тонн угля Эльгинского месторождения. Вторая — доведение к 2030 году провозной способности до 210 млн тонн. Третья — расширение до 255 млн тонн за счет стройки четырех дорогостоящих объектов в узких местах БАМ (тоннели и мост). Пока не ясно, о какой части третьего этапа идет речь и какой объем грузовой базы предполагается охватить контрактами ship-or-pay.

🤔 На кого может повлиять

Значительная часть крупных грузоотправителей зарегистрирована на холдинговые компании в недружественных странах. Поэтому, не имея возможности выплачивать дивиденды, они в 2022 году скопили существенные средства на своих счетах и продолжают их накапливать. Сейчас, когда дефицит провозных мощностей, локомотивных бригад и снижение технической готовности локомотивов продолжают ухудшать показатели оборота вагона, грузовладельцы готовы инвестировать в логистические активы и инфраструктурные проекты.

🧐 Наше мнение

Из-за отсутствия какой-либо подробной информации от РЖД, которая бы прояснила, что именно получат грузоотправители при применении ship-or-pay, у компаний остается несколько вариантов: либо компании начнут строить собственную инфраструктуру, либо начнут закупать активно локомотивы, либо скупать небольшие транспортировочные компании. В период отсутствия возможности выплачивать дивиденды рост бизнеса таких компаний, как Распадская или Северсталь, мог бы положительно сказаться на котировках их акций, а в дальнейшем — и на доходах компаний.
Комментарии

Написать комментарий Написать комментарий

Еще нет комментариев
Чтобы оставлять комментарии надо зарегистрироваться