Группа "Газпромбанк Инвестиции"

12 Июля 2023 13:15
Автор:

📶 В мире развивается гонка за СПГ-танкерами

За последние 20 лет объем транспортировки СПГ вырос почти в 3,5 раза, а в ближайшие годы, вероятно, будет увеличиваться еще больше. Среди причин роста спроса на СПГ — увеличение потребления в Китае, Японии, Индии и других странах АТР, совершенствование технологий доставки, постройка новых мощностей по регазификации.

К середине прошлого года СПГ-флот по всему миру состоял из 641 танкера и 47 FSRU (плавучих хранилищ СПГ). Примерно 100 из них были спущены на воду за последние 3 года. При этом, по прогнозам аналитических агентств, к 2028 году их число увеличится еще на 524 единицы.

💡 Зачем нужно так много танкеров

В последнее десятилетие терминалы по приему СПГ в среднем загружены лишь на 70–75%. При этом, согласно прогнозам, пропускная способность терминалов СПГ в Европе с текущих 270 млрд кубометров может вырасти до 400 млрд кубометров к 2030 году, а годовой спрос на СПГ к этому времени составит от 150 до 190 млрд кубометров — то есть почти в два раза меньше от всех мощностей.

Однако из-за высокой волатильности на спотовом рынке СПГ потребители увеличивают число долгосрочных контрактов — сильнее всех старается Китай, на который пришлось 33% всех долгосрочных контрактов в 2023 году. Поэтому, чтобы продавец СПГ смог гарантировать исполнение долгосрочного контракта и заключить его, ему нужно получить нужное число танкеров и заводов по регазификации быстрее, чем его конкуренты, чтобы не остаться без покупателей.

🇷🇺 Как обстоят дела у России

Сейчас в стране работают два крупных завода — «Ямал СПГ» и «Сахалин-2». В стадии строительства сейчас находится «Арктик СПГ — 2» НОВАТЭК с запуском первой линии в конце 2023 года.

Для проекта «Арктик СПГ — 2» планировалось строительство 21 танкера-газовоза ледового класса Arc7: 15 из них должны построить на верфи «Звезда» на Дальнем Востоке, 6 — на южнокорейской DSME. DSME расторгла контракт на строительство трех танкеров, а «Звезда» сдвинула сроки сдачи танкеров с марта 2023 года минимум на год. Однако это все не должно повлиять на сроки запуска первой линии «Арктик СПГ — 2». По словам главы НОВАТЭК Леонида Михельсона, компания получит 2–3 танкера уже в этом году от одного из подрядчиков, а верфь «Звезда» подготовит еще пять к 2024 году.

К тому же НОВАТЭК уже получил первое из двух плавучих хранилищ СПГ от DSME. Второе — Koryak — уже отплыло и направляется к будущему месту работы. Такие хранилища нужны, чтобы перегружать СПГ из танкеров ледового класса для кратковременного хранения или последующей погрузки на обычные конвенциональные суда, стоимость фрахта которых ниже. Запустить терминалы для такой перевалки НОВАТЭК намерен в Мурманске и на Камчатке в 2023 году.
Комментарии

Написать комментарий Написать комментарий

Еще нет комментариев
Чтобы оставлять комментарии надо зарегистрироваться