Группа "Газпромбанк Инвестиции"

15 Марта 2023 14:42
Автор:

🚂 Уголь может пойти в Азию по новому пути

Сибирский уголь вскоре может попасть на рынки Азии через реку Енисей и Северный морской путь России. Первые поставки могут начаться уже этим летом.

🧐 Зачем нужен новый коридор

Из-за российского разворота на Восток значительно увеличилась нагрузка на Транссибирскую магистраль и БАМ, которые и до этого работали на пределе пропускной способности. В итоге сегодня сибирский уголь грузится в Азию через порты юга и северо-запада России, совершая чуть ли не кругосветное путешествие на пути к китайским потребителям.

Существенно выросли издержки на логистику, включая расходы на фрахт судна на более протяженные маршруты и услуги страхования. За счет этого поставки в Азию через порты юга и северо-запада сегодня находятся на грани рентабельности. По некоторым сортам они даже убыточны, но компании продолжают экспорт с целью сохранения новых клиентов.

🗺 Каким может быть путь

В связи с этим Минтранс России планирует запустить в этом году еще один маршрут в Азию — через Северный морской путь по Енисею. Это поможет разгрузить Восточный полигон и увеличит грузопоток по Севморпути. На Енисее расположены три ключевых порта: речные порты Красноярска и Лесосибирска и морской арктический порт федерального значения Дудинка, вдоль которого пролегает трасса Северного морского пути.

В таком случае Красноярский и Лесосибирский речные порты могут стать крупными логистическими хабами по перевалке угля с ж/д транспорта на речные суда. После погрузки они будут доставлять грузы в морской арктический порт Дудинка для последующей перевалки на морские суда и перевозки через акваторию Севморпути.

Большим преимуществом является наличие существующих железнодорожных маршрутов, подходящих к речным портам. Через Красноярск идет Транссибирская магистраль, а до Лесосибирска идет ее же ответвление от ж/д станции Ачинск.

💡 Что это даст

Новый логистической маршрут позволит разгрузить восточную часть железной дороги и в разы сократит протяженность железнодорожных и морских маршрутов при поставках угля в Азию. Это снизит затраты производителей и трейдеров и повысит маржинальность экспорта.

Новый маршрут позволит также экспортировать и другие товары: пиломатериалы, зерновые, алюминий и продукцию черной металлургии. В данный момент их логистика в Азию также осуществляется через перегруженную Транссибирскую магистраль и БАМ, или через трансграничные переходы в Китай, или с последующей отправкой морским транспортом в другие страны Юго-Восточной Азии.

🔎 Кто еще будет в плюсе

Речные порты Красноярска и Лесосибирска, а также морской арктический порт Дудинка принадлежат структурам Норникеля. В случае практической реализации нового логистического маршрута компания получит дополнительный источник денежного потока за счет коммерческой перевалки угля, бункеровки и ледовой проводки судов. Вероятно, это может быть среднестатистический «круговой» валовый сбор в размере $15–20 в расчете на тонну за осуществление двойной перевалки (с ж/д вагона на речные баржи и далее на морское судно), услуги бункеровки и ледовой проводки судов. Но точные прогнозы давать пока рано, поскольку неизвестна пропускная способность таких портов и наличие флота.
Комментарии

Написать комментарий Написать комментарий

Еще нет комментариев
Чтобы оставлять комментарии надо зарегистрироваться