Сейчас сборы по таможенным пошлинам составляют в совокупности 77 млрд vs 80 млрд в 2023 и 100 млрд в 2022 фискальном году. В период с 2014 по 2017 в среднем по 35 млрд в год.
Не стоит рассчитывать, что заявленная пропорция идиотических тарифов будет внедрена в полном объеме и не стоит надеяться на сопоставимый объем импорта.
Во-первых, конечная конфигурация тарифной политики еще много раз изменится и с высокой вероятностью будет множество исключений (очевидно, что не весь импорт будет облагаться), а во-вторых, падение импорта может составить, как минимум, до 10-15% за год.
В лучшем сценарии для Трампа удастся собрать 400-450 млрд по таможенным пошлинам, но в остальном будет ущерб.
● Существенные сборы собираются с физлиц по налогам с прироста капитала, которые могут превышать 15% в год от объема совокупных сборов (около 2.5 трлн). IRS, BEA и Минфин США не публикуют оперативной статистики, но по моим расчетам по налоговой базе 2024 года налог на прирост капитала может превысить 450 млрд, а основным направлением, образующим налоговую базу для налога на прирост капитала, является рынок акций в США.
Общий налог с физлиц: 2044 млрд в 2021, 2632 млрд в 2022, 2177 млрд в 2023 и 2426 млрд в 2024. Рынок в 2021 был на максимуме, поэтому налоги в 2022 были высокими, а в 2022 рынок обрушился, а в 2023 налоги снизились.
Там не только рынок акций (хотя он основной), еще недвижимость, рынок облигаций, бизнес активы, как продажа долей компаний, в основном непубличных, коллекционные предметы, крипта, прочие активы.
Приход Трампа ознаменовал приход агрессивного самодурства, непредсказуемости и связанной с ними волатильности. Рынки падают, поэтому сборов в следующем году будет мало, где потери для бюджета превысят 300 млрд, полностью нейтрализуя весь прирост таможенных пошлин.
Только налог на прирост капитала, как минимум, обнуляет эффект рекордных таможенных пошлин.
● Прибыли компаний снизятся не только из-за роста издержек, связанных с импортом, но и в связи с каскадным эффектом самораскручивающееся спирали негативных эффектов от потери внешних рынков сбыта, подрыва цепочек снабжения, роста неопределенности, торможения инвестиционной активности, снижения потребительского спроса в связи с коллапсом потребительского доверия и так далее.
На это можно наложить инициативу Трампа по снижению налогов на бизнес, поэтому совокупные потери здесь могут быть около 200 млрд недоборов в сравнении с базой 2024.
● Общий тренд замедления экономической активности с рисками погружения в рецессию значительно замедлит сборы по подоходным налогам и социальным взносам. Общий тренд в условиях устойчивого экономического роста составляет примерно 4-5% прироста совокупных сборов по номиналу или 180-200 млрд в год.
Замедление экономики может отнять минимум половину или до 100 млрд в год, но разгон инфляции может компенсировать, но тогда и расходы увеличатся.
По доходам: до 350-370 млрд дополнительных сборов по пошлинам минус 350-400 млрд на налогу с прироста капитала минус 200 млрд корпоративного налога и, вероятно, до 100 млрд в минус по общим налогам. Эффект минус 300 млрд.
● Текущие расходы свыше 7 трлн в год. Основные расходы напрямую привязаны к индексации пенсий, пособий и дотаций населению с зарплатами бюджетникам. В целом, инфляционный эффект пошлин может стоить бюджету минимум 250 млрд дополнительных расходов в год.
В дополнение к этому еще 200-250 млрд это прямые компенсации бизнесу и населению от эффекта пошлин по различным антикризисным программам, которые были в 2009 и 2020, но по другим направлениям и в других масштабах.
Не стоит забывать про рост стоимости обслуживания долга, который может стоить свыше 200 млрд в год дополнительных процентных расходов.
Все это без учета прямых стимулирующих мер при условии реализации рецессии (до 500 млрд расходов) или при кризисе (до 1500-2000 млрд расходов).
Введение пошлин не сокращает дефицит на 600 млрд, а увеличивает его на 800-900 млрд в среднесрочной перспективе из-за сокращения доходов и роста расходов.
44