Авторизация

Email:

Пароль:



Регистрация Восстановить пароль?

Трехлетку – в один год: автопром поддержат опережающими госзакупками и удвоением господдержки спроса

25 апреля 00:15 | 45
Трехлетку – в один год: автопром поддержат опережающими госзакупками и удвоением господдержки спроса

Москва. 24 апреля. INTERFAX.RU - Комплекс экстренных мер для выживания российского автопрома был озвучен на онлайн-совещании президента Владимира Путина с представителями отрасли и профильными чиновниками в пятницу. Основой антикризисной господдержки станут "сдвинутые влево" с 2021-2022 гг. госзакупки с ускоренным обновлением автобусов и парков каршеринга, а также дополнительные 13 млрд руб. на программы стимулирования спроса.

Свое видение ситуации в автопроме и предложения по мерам поддержки отрасли в кризис президенту озвучили гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин, президент группы [MOEX: GAZP] "ГАЗ" Вадим Сорокин, основной акционер [MOEX: SVAV] "Соллерса" Вадим Швецов, президент [MOEX: AVAZ] "АвтоВАЗа" Ив Каракатзанис, а также глава "Объединенной машиностроительной группы" (ОМГ) Дмитрий Стрежнев. В совещании также участвовали глава Минпромторга Денис Мантуров и министр транспорта РФ Евгений Дитрих, первый вице-премьер Андрей Белоусов и глава ВЭБа Игорь Шувалов.

Приоритет в распределении господдержки, как несколько раз было отмечено в ходе совещания, будут получать в первую очередь высоколокализованные концерны. В самом начале совещания за такой подход президента поблагодарил гендиректор "КАМАЗа", выступавший первым.

"Хочу сказать спасибо за принятое в декабре прошлого года решение по установлению балльной системы поддержки высоколокализованной продукции российского автопрома. Принятие данного решения дало очень четкий сигнал рынку о необходимости дальнейшей локализации критических компетенций и технологий на территории РФ. По нашей информации, сегодня премьер-министр сегодня подпишет это постановление", - начал он.

Трехлетку закупок – в один год

Все участвовавшие в совещании автопроизводители в один голос заявили президенту, что необходимые им для выживания объемы госзакупок возможно обеспечить двумя способами: сдвинуть плановые поставки с 2021-2022 гг. на текущий год и изучить любую возможность дополнительных закупок автотехники госкомпаниями в ближайшем будущем.

Так, Когогин попросил президента уже во II квартале обеспечить проведение опережающих закупок МВД, Росгвардией, Минобороны и другими ведомствами автотехники, приобретение которой планировалось в течение ближайшей трехлетки, предложив "использовать механизм отсрочки платежа за поставляемую продукцию за счет кредитов уполномоченных банков". Комментируя текущую ситуацию на рынке грузовиков, он отметил, что "в I квартале рынок в среднем сократился на 15%, за три недели апреля снижение по ряду сегментов составило до 95% относительно аналогичных продаж прошлого года".

В том же ключе высказался президент "ГАЗа" Вадим Сорокин. "При нормальной загрузке мы производим 315 автомобилей в день. Сейчас мы видим заявки от дилеров на май-июнь в размере 1,5 тыс. автомобилей в месяц. Наша точка безубыточности - 4,8 тыс. автомобилей в месяц. Долго [MOEX: NAUK] "на склад" мы работать не сможем, и, учитывая ситуацию на ближайшие 3-4 месяца нам нужен госзаказ в размере 3-4 тыс. автомобилей в месяц, пока не восстановится рыночный спрос. Госзаказ нужен в первую очередь для того, чтобы поддержать более 3,7 тыс. наших поставщиков – в основном это малые и средние предприятия. Если мы не дадим им сегодня ликвидность, у нас будут достаточно серьезные проблемы построения всей цепочки поставок", – сказал Сорокин.

Он также попросил президента продлить на 2020 г. программу закупки автомобилей "скорой помощи" и школьных автобусов, на которую правительство с 2016 г. ежегодно выделяет по 10 млрд руб. из резервного фонда. "Мы видим, что у этой социально значимой программы был очень хороший отклик в регионах РФ. Люди ее позитивно воспринимают. Эту технику мы могли бы произвести к началу учебного года с уже дополнительными мерами спецзащиты, а "скорые помощи" – в минимально короткие сроки", – отметил Сорокин.

"Есть еще инструмент, чтобы увеличить объем медицинских автомобилей в этом году. Я имею в виду нацпроект "Здравоохранение", в котором предусмотрены 46 млрд руб. на закупку 33 тыс. автомобилей для модернизации первичного звена медицины в регионах. В том числе там предусмотрены 12 тыс. легких коммерческих автомобилей. Это медицинские машины класса А и шаттлы для перевозки пациентов. Просим вас реализовать эту программу в 2020 г. как сдвиг влево запланированных бюджетом закупок с предоставлением беспроцентного кредита автопроизводителям. Аналогично тому, как это предлагает Минпромторг по силовым ведомствам", – сказал президент группы [MOEX: GAZP] "ГАЗ".

"Третье и последнее – это, конечно же, обновление парков коммерческой автомобильной техники компаний с госучастием, таких как [STOCK: RUSSIAN_POST] "Почта России", [MOEX: RTKM] "Ростелеком", "Россети" и другие. По нашим оценкам, только у восьми госкомпаний сейчас парки порядка 20 тыс. легких коммерческих автомобилей старше 10 лет и экологического класса евро-3 и ниже. У нас в России уже давно экологический стандарт евро-5, в Европе – евро-6. По нашим оценкам, это (обновление - ИФ) могло бы дать эффект в размере 20 тыс. автомобилей уже в этом году. Например, мы уже проработали этот вопрос с "Почтой России". У них потребность на 2020-2021 гг. свыше 3 тыс. наших автомобилей, и нужен только льготный финансовый инструмент, чтобы сдвинуть закупку влево и весь этот объем закупить у нас в 2020 году. Прошу вашего указания госкомпаниям", – добавил Сорокин.

Основной акционер [MOEX: SVAV] "Соллерса" Вадим Швецов также обратил внимание президента на то, что в нынешних кризисных условиях "производство автомобилей "скорой помощи" и несколько плановых госзаказов, полученных в начале года – это соломинка, на которой очень сложно держаться".

"Мы видим сейчас, что по системе "Электронный паспорт" в марте регистрировалось около 69 тыс. автомобилей в день. Сейчас только 200-300 штук в день регистрируется по всей России. Поэтому, конечно, глубина снижения очень большая. Чем опасна такая жесткая посадка – прежде всего тем, что нарушаются экономические цепочки в индустрии. У нас 1,7 тыс. поставщиков в РФ, 200 дилерских центров-партнеров. И, конечно же, для них эта ситуация может принять, так сказать, историю фатального пике. Чтобы не свалиться в это пике, нужно экстренное замещение выбывшего коммерческого спроса заказами государства", – обрисовал Швецов положение в группе "Соллерс".

"Могу сказать, что по сдвижке заказов федеральных органов исполнительной власти с 2021-2022 гг. на 2020 г. мы можем получить 3,5 тыс. автомобилей. Если же будет работать программа, что крупные наши уважаемые клиенты – госкомпании – не будут снижать свою инвестиционную программу и перенесут с 2021 г. на 2020 г. заказы, то мы получим 8 тыс. автомобилей от этих заказчиков. Таких, как "Газпром", РЖД, "Россети", [MOEX: RTKM] "Ростелеком", [STOCK: RUSSIAN_POST] "Почта России", – сказал Швецов.

"Конечно, я поддерживаю коллегу из "ГАЗа" и считаю, что один из важнейших источников спроса для автопрома - это начало реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения. Потому что уже выявлена потребность в 12 тыс. легких коммерческих автомобилей и 14 тыс. легковых автомобилей для сельских фельдшеров и врачей общей практики. Если даже треть этой программы будет перенесено на этот год, то мы сможем получить от этой программы еще 3 тыс. автомобилей. То есть, совокупно, если программы будут работать, наша группа может получить 15 тыс. автомобилей (в 2020 г. - ИФ), что поможет нам "смягчить падение" (продаж в текущем году - ИФ) с 50% до 30%", – резюмировал владелец [MOEX: SVAV] "Соллерса".

В свою очередь, глава недавно консолидировавшей "Урал" и "РМ-Терекс" ОМГ Дмитрий Стрежнев присоединился к коллегам и отметил, что "перенос заказа специальных покупателей по гособоронзаказу с 2021-2022 гг. позволит дополнительно произвести во втором полугодии и реализовать 1,8 тыс. автомобилей". "С точки зрения продаж корпоративному сектору наши основные заказчики – нефтяники, газовики, РЖД, "Россети". Мы бы просили правительство рассмотреть возможность не уменьшать инвестпрограммы естественных монополий, чтобы вся техника закупалась локализованная, и не было уменьшения заказа на технику российского производства. С точки зрения будущего спроса мы просили бы вас не останавливать важные инфраструктурные проекты, где работает наша техника", – сказал Стрежнев.

Представителей автопрома поддержал и выступивший в ходе совещания глава Минпромторга Денис Мантуров. Он отметил, что сдвиг поставок автотехники по госзаказам с 2021 г. был бы недостаточным. В то же время, по мнению Мантурова, ускоренно проводить закупки, запланированные на 2023-2024 гг., пока избыточно. По его словам, такую меру предлагал президент [MOEX: AVAZ] "АвтоВАЗа" Ив Каракатзанис, выступление которого не вошло в прямую трансляцию совещания на "России 24".

"В первую очередь, конечно, это (опережающие закупки на период 2021-2022 гг. - ИФ) будет сделано в май, июнь, июль (2020 г. - ИФ) – самые такие тяжелые месяцы выхода из кризиса. При этом я слышал, что господин Каракатзанис сегодня предложил и 2023-2024 гг., предлагаю все-таки остановиться на 2021-2022 гг. К этому вопросу предлагаю вернуться в 2021 г.", – отметил Мантуров, обращаясь к президенту.

Выслушав предложения автопроизводителей и чиновников, Путин распорядился выделить дополнительные средства на госзаказ машин "скорой помощи". "Считаю необходимым направить еще 5 млрд руб. – это как бы ответ на то, что сегодня коллеги сказали, на покупку машин "скорой помощи" – и тем самым повысить оперативность и доступность медицинской помощи. В том числе для жителей малых городов и сел", – сказал президент.

Он также поручил правительству разработать комплекс решений, которые позволят существенно увеличить спрос на автомобильную технику со стороны государства и компаний с госучастием. "В том числе нужно провести инвентаризацию мероприятий всех нацпроектов, которые предполагают закупку автотехники, и по возможности провести такую закупку раньше намеченных сроков – уже в текущем году. Кроме того, дополнительно около 25 тыс. новых машин приобретут в этом году такие ведомства, как МВД, Росгвардия, Минобороны, МЧС и ряд других структур. Такое решение уже принято", – сказал президент.

При этом важно, чтобы госкомпании не снижали заказы автотехники, подчеркнул Путин. "В первую очередь это касается легких коммерческих автомобилей и техники для реализации инвестиционных проектов. Говорили сегодня о "Почте России" – так вот, только одна [STOCK: RUSSIAN_POST] "Почта России" дополнительно закупит 6 тыс. автомобилей в этом году. Поручаю правительству подготовить дополнительные инструменты поддержки финансирования таких инвестиций и закупок", – добавил президент.

"При этом, конечно же, прошу строго контролировать, чтобы органы государственной власти, ведомства, госкомпании приобретали технику, необходимую для работы, но ни в коем случае не иностранные лимузины", – подчеркнул Путин.

Госпрограмм много не бывает

Участники совещания сошлись и в том, что необходимо значительно увеличить финансирование программ господдержки спроса.

Обосновывая необходимость дополнительных вливаний в эти программы, президент "ГАЗа" Вадим Сорокин сказал, что меры господдержки необходимо "заточить" под каждого конкретного производителя, так как отечественные автоконцерны с высокой локализацией работают в разных сегментах рынка. "Например, льготное автокредитование для нашего сегмента практически не сработает. Это окажет серьезную помощь для легковых автомобилей. Льготный лизинг – отличная мера, но она сработает для нас, когда восстановится спрос – то есть, примерно в IV квартале", – отметил он.

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, участвовавший в онлайн-совещании из одной аудитории с президентом "ГАЗа", предложил подумать над поддержкой малого бизнеса через субсидирование закупок легкого коммерческого транспорта. "Я по своему региону оценил - у нас 1,4 тыс. примерно таких автомобилей покупалось в год. Сейчас у них (малого и среднего бизнеса - ИФ), действительно денег нет. И, может, я скажу здесь крамольную вещь, но не совсем лизинг будет востребован в этом году. Потому что лизинг позволяет снизить затраты. Но когда у предприятия нет денег вообще, то, конечно, оно не будет использовать эти механизмы, – сказал Никитин. – Если оценить этот ущерб по региону, я думаю, это будут 300-350 машин, которые не будут приобретены в принципе ни по какой программе. Одна машина стоит 1 млн руб. Соответственно, 350 млн руб. закупки на один регион. На всю страну – это 7 тыс. машин, и я примерно оценил (объем финансирования поддержки закупок машин для МСП) в 7 млрд руб."

Глава Минпромторга в ходе совещания отметил, что в дополнение к программам господдержки спроса, которые "устойчиво и эффективно отработали в предыдущие годы", нужно ввести новую. "По аренде помимо финансового лизинга предлагается ввести новую программу "Доступная аренда". Мы это поддерживаем. Подсчитали и предлагаем выделить сумму на эту программу примерно 2,5 млрд руб. Это, конечно, в первую очередь даст возможность поддержать предприятия малого и среднего бизнеса, поскольку арендные расходы ложатся на расходы, которые идут в себестоимость", – сказал Мантуров, подчеркнув, что начало действия программ господдержки будет возможно с возобновлением работы автодилеров.

Программу "Доступная аренда" поддержал также основной акционер [MOEX: SVAV] "Соллерса". "Мы очень поддерживаем предлагаемую к реализации Минпромторгом программу "Доступная аренда", которая очень актуальна сейчас в условиях неуверенности даже со стороны крупных клиентов в объемах собственной загрузки и неготовности брать на баланс такие непрофильные активы, как автотранспорт. Кроме того, считаю, что программа "Доступная аренда" может стать новым инструментом восстановления активности малого и среднего бизнеса и даже активизации самозанятости для тех, кто потерял работу. По нашим оценкам, по этой программе может быть реализовано только в этом году около 15 тыс. автомобилей", – отметил Швецов.

Путин, выслушав участников совещания, распорядился увеличить финансирование программ льготного автокредитования [STOCK: PERVYI_UVELIRNYI] "Первый автомобиль" и "Семейный" автомобиль, предполагающие 10%-ную скидку на аванс при покупке автомобилей стоимостью до 1,5 млн руб. "Предлагаю в этом году дополнительно направить на финансирование таких программ 7 млрд руб. и тем самым повысить их доступность для наших граждан. Повторю – в данном случае мы поддержим спрос на продукцию именно российских автозаводов и в целом в рамках всех мер поддержки автопрома будем ориентироваться на поддержку тех компаний, которые обеспечивают или наращивают уровень локализации, создают качественные, современные рабочие места в России", – подчеркнул президент.

Он также согласился с необходимостью расширить программы льготного лизинга, "а именно – направить 6 млрд руб. на такие программы, как "Льготный автолизинг", "Российский тягач", "Свое дело", которые также предполагают скидку покупателю по авансовому платежу".

Время обновлять автобусы и каршеринг

Одной из мер поддержки автопрома также станет ускоренное обновление парков автобусов в регионах. Минтранс накануне сообщал, что в этом году в рамках программы обновления автотехники по дорожному нацпроекту планируется поставить 447 автобусов и 64 троллейбуса в 12 городских агломераций.

Министр транспорта Евгений Дитрих в ходе совещания сообщил, что госзаказ можно двукратно увеличить лишь в следующем году. Для этого потребуется увеличить расходы по соответствующей программе нацпроекта с 4 до 10 млрд руб. в 2021 г.

"Производственные планы автопрома на этот год сверстаны, мы в них полностью вписались. Но для расширения поставок в следующем году производителям нужны четкие планы по возможности закупки. Мы подсчитали, что при увеличении объема государственной поддержки до 10 млрд руб. с сегодняшних 4 млрд руб. в год мы могли бы практически вдвое увеличить объемы поставок, начиная со следующего года", – сказал Дитрих.

"С учетом средств [STOCK: GTLK_CONDS] ГТЛК объем закупки мог бы составить 16,5 млрд руб. Возможно будет закупить в будущем году 642 газомоторных автобуса, более 180 троллейбусов. При нынешних объемах производства в 300 троллейбусов в год одного только завода ПК "Транспортные системы" в Санкт-Петербурге это было бы очень хорошее решение. Кроме того, получится заказать в будущем году 90 трамваев, которые для многих городов являются базовым видом транспорта. Поскольку они существенно дороже, чем автобусы, в этом году на них просто не хватило денег", – пояснил он.

Дитрих также добавил, что в рамках нацпроекта безопасных автодорог предполагается до 2024 г. закупить 826 единиц дорожной техники на базе грузового автомобильного шасси. "В этом году планируется закупка 200 машин. Основные поставщики – [MOEX: KMAZ] "КАМАЗ", "Кургандормаш", "Галичанский крановый завод". Мы ввели показатели импортозамещения в нацпроекте, они будут исполнены (это про закупку техники для дорожных работ)", – отметил министр транспорта.

Вслед за Дитрихом глава ВЭБа Игорь Шувалов доложил президенту, что госкорпорация проработала программу обновления городского общественного транспорта. Эта программа, по его словам, в частности, была запущена в Твери за 3,2 млрд руб. "В целом у нас сейчас по 12 крупным городам России такая программа готова к запуску. Мы подсчитали с коллегами. В этом году мы сможем обеспечить приобретение парка на сумму 70 млрд руб. И для этого нам необходимы усилия нашей дочерней компании – "ВЭБ-лизинга" и "Государственной транспортной лизинговой компании", которая находится под контролем министерства транспорта", – сообщил глава ВЭБа.

"Нам потребуется капитал, чтобы эту программу запустить массово и масштабно. Мы свои расчеты представили в министерство финансов и министерство транспорта. По этой программе мы докладывали Андрею Рэмовичу (Белоусову - ИФ), получили согласие министра транспорта Дитриха", – отметил Шувалов.

По словам главы ВЭБа, если правительство решит направить часть средств, которые [NYSE: VAB] ВЭБ получает по капиталу, на эту программу городского транспорта, проблема будет решена.

"Что касается обновления общественного транспорта, прошу правительство с участием ВЭБа проработать запуск такой программы", – поручил Путин по итогам совещания.

Кроме того, президент распорядился обновить парки каршеринга, который широко используется сейчас в основном лишь в Москве и Санкт-Петербурге.

"В последние годы получили активное развитие так называемые каршеринговые услуги, когда компании предоставляют гражданам автомобили в краткосрочную или долгосрочную аренду. Чтобы такие компании могли не только пройти сегодняшний непростой период, но и расширить, обновить свой автопарк, повысить доступность услуг для граждан в регионах, предлагаю для них также предусмотреть льготные лизинговые механизмы и выделить на эти цели 2,5 млрд руб.", – отметил Путин.

В онлайн – без оборота

Основной акционер [MOEX: SVAV] "Соллерса" Швецов в ходе совещания обозначил перед президентом проблему дефицита оборотных средств, с которой автоконцерны столкнулись с закрытием на карантин дилерских автосалонов.

"Наша потребность в оборотных средствах составляет 3,5 млрд руб. на предстоящий май. Очевидно, мы не рассчитываем сейчас на поступление денег от розничных продаж и надеялись, что мы переживем этот период за счет свободных банковских лимитов. Но оказалось, что зря надеялись. Вынужден констатировать, что крупные банки перешли в режим приема денег и полностью выключили режим выдачи денег", – сказал Швецов.

Он отметил, что "Соллерс" в марте погасил 2,5 млрд руб. Промсвязьбанку и до сих пор не может открыть новый лимит, в то время как этот лимит шел на факторинг поставщиков компании. "А поставщикам банки закрыли все лимиты, потому что они (поставщики - ИФ) маленькие, и, конечно, им сложнее взять деньги и получить ликвидность, чем нам. В мае мы должны будем погасить больше 1 млрд руб. ВТБ, и нас уже предупредили, что банк не планирует нам возобновлять и этот лимит. Один лишь Сбербанк одобрил на днях небольшой лимит – 400 млн руб., но уже уведомил нас, что деньги выдаст, только когда будет решен вопрос программы поддержки автопрома", – пожаловался владелец [MOEX: SVAV] "Соллерса".

Выслушав обозначенную производителем проблему, первый вице-премьер РФ Белоусов отметил, что программу кредитования оборотных средств системообразующих предприятий планируется запустить совместно с банками уже со следующей недели. "Условия этой программы будут следующие: это субсидирование процентной ставки в объеме ключевой ставки. Вчера это было 6%, сегодня уже 5,5%, как известно. Но я думаю, что на этом Центральный банк остановится на какое-то время. Поэтому 5,5%. Это означает, что мы планируем, что для конечного заемщика ставка будет где-то в районе 3-4% максимум", – сказал Белоусов.

Путин в конце совещания поручил кабмину "отшлифовать механизм предоставления кредитов на пополнение оборотных средств" и также отметил, что "необходимо обеспечить стабильную ритмичную работу по всей цепочке автоиндустрии и автомобильного рынка от производства автокомпонентов до розничных продаж автомобилей и их обслуживания".

"Посмотрим, что можно сделать будет в ближайшее время с учетом ограничений по борьбе с коронавирусом. Я прошу правительство, коллег в регионах, принимать выверенные, сбалансированные решения по продолжению и возобновлению работы организаций. Естественно, с учетом всех требований безопасности, объективной оценки ситуации в конкретных регионах и муниципалитетах", – добавил президент.

Пока автосалоны закрыты, Путин также поручил правительству совместно с отраслевым сообществом подготовить нормативную базу для дистанционных сделок по продаже автомобилей.

"Сейчас компании активно ищут и внедряют новые подходы к ведению бизнеса. Это прежде всего использование современных электронных сервисов, об этом тоже сегодня говорили. По выдаче банковских кредитов, дистанционной покупке жилья, другие форматы комфортные и бизнесу, и потребителю. Мы обсуждали эти вопросы на встрече со строительными компаниями и вчера, с банками. Нужно не мешать, а, наоборот, быстрее снимать административные барьеры для применения таких новаций. В том числе, на автомобильном рынке", – добавил президент.



Источник: https://www.interfax.ru/business/705988

Похожие новости


Комментарии

написать комментарий

Еще нет комментариев
Чтобы оставлять комментарии надо зарегистрироваться